воскресенье, 15 января 2017 г.

Боевые машины вермахта. Штурмовые орудия на базе Pz Kpfw III

Боевые машины вермахта. Штурмовые орудия на базе Pz Kpfw III

Наряду с танками командование вермахта желало иметь мобильную артиллерию для действий непосредственно в боевых порядках пехоты. Речь шла о гусеничных, полностью бронированных машинах упрощенной конструкции без башни. Это позволяло экономить средства, поскольку в таком случае существенно удешевлялось производство.

Подвижные установки, названные штурмовыми орудиями (гаубицами), из-за небольшой дальности стрельбы предназначались в основном для огня прямой наводкой. Их хотели использовать прежде всего для огневого сопровождения пехоты в наступлении или проведения контратак в обороне. Перемещаясь на поле боя в первой линии, они должны были подавлять пулеметы и другие огневые точки противника, мешающие продвижению вперед.

Высказывались также соображения, что эти орудия на фронте станут чуть ли не главным фактором моральной поддержки личного состава боевых подразделений пехоты. Тем не менее из-за сильной уязвимости в ближнем бою (первые образцы не имели даже пулемета) они всегда сами нуждались в тесном взаимодействии с пехотой или танками, т. е. требовали надежного непосредственного прикрытия. По этой причине самостоятельно применялись нечасто.

В 1936 г. фирме "Даймлер-Бенц" было поручено ответственное задание: сконструировать подвижную артиллерийскую установку для действий в боевом порядке пехоты. После долгих проработок остановились на образце, представляющем собой некий симбиоз двух типов машин. Базу взяли от Pz Kpfw III, а основное вооружение (по калибру и длине ствола) такое же, как на Pz Kpfw IV.

Орудие разместили непосредственно в корпусе, при этом углы горизонтального обстрела составляли 12 в обе стороны, возвышения - 20о, снижения - 10о.

Опытная партия появилась в начале 1940 г. В мае - июне установки приняли участие в захвате Франции. После всесторонней проверки в боевых условиях был выдан заказ на производство сорока Gepanzerte Selbstfahrlafette fur Sturmgeschütz 7,5cm Каnоnе или StuG III (Sd Kfz 142) в месяц. В 1940 г. выпустили 184, а в 1941-м - 548 машин модификаций от A до Е.

Первые месяцы кампании против СССР остро поставили вопрос о модернизации штурмовых орудий. Не меняя основного назначения, требовалось дать им возможность поражать не только огневые точки в фортификационных сооружениях, но и танки. В начале 1942 г. в войска стали поступать новые серийные 7,5cm Sturmgeschütz 40, или StuG 40 (Sd Kfz 142/1) модификации F с пушкой L/43, обеспечивающей большую начальную скорость снаряда. Масса установки возросла до 21,6 т.

В середине того же года решили довести толщину бронирования лобовой части до 80 мм, что еще больше утяжелило машину и сказалось на ее проходимости (модификация F/8). Вскоре на ней была установлена более мощная 75-мм пушка L/48, а боевая масса достигла 23,9 т (модификация G). С 1943 г. штурмовые орудия, как и танки, оборудуются 5-мм броневыми экранами против кумулятивных снарядов. И наконец, устанавливается пулемет для ближнего боя.

В 1942 г. появилась небольшая (24 единицы), скорее всего экспериментальная, партия машин Sturminfanteriegeshütz 33В или StuG 33В. Базовый корпус Pz Kpfw III Ausf F дополнялся совершенно новой просторной рубкой с крышей и надгусеничными полками. В скользящей маске со смещением вправо от осевой линии установили короткоствольное орудие StuIG33 - вариант 150-мм тяжелого пехотного орудия sIG33.

Правее него располагался курсовой пулемет в лобовом броневом листе толщиной 50 (либо 50 + 30) мм, наклоненном под углом 10o к вертикали. Эти штурмовые орудия предназначались для разрушения долговременных сооружений и городских зданий. Из них сформировали две роты. Первая в ноябре была послана в Сталинград, а вторая в составе 23-го танкового полка 23-й танковой дивизии участвовала в попытке деблокирования окруженной там 6-й немецкой армии. Дальнейшая их судьба неизвестна.

Еще до начала сражений на Восточном фронте боевой опыт показал, что мощности 75-мм фугасного снаряда для уничтожения многих целей все же не всегда доставало.

Летом 1941 г. последовал заказ на образец с 105-мм легкой полевой гаубицей leFH18. Прототип был готов в марте следующего года, а с октября началось серийное производство на заводе фирмы "Алькетт".

К лету 1943 г. успели построить и отправить в группы армий, готовящихся к решающему наступлению под Курском, 68 единиц новой боевой техники. По февраль 1945-го выпустили 1212 штурмовых гаубиц Sturmhaubitze 42, или StuH 42 (Sd Kfz 142/2). Корпус и надстройка сохранились такими же, как и у StuG 40 Ausf F (F/8). Различались лишь схема установки орудия и компоновка боеукладки для артвыстрелов раздельного заряжания.

Известны переделки StuG III в другие варианты боевой техники. Например, в 1943 г., как раз к летнему наступлению, в одну фронтовую танковую часть поступили 10 StuG III Ausf G (Flamm). На штурмовых орудиях просто заменили основное вооружение на огнемет.


На совещании у Гитлера 10 и 12 августа 1942 г. было принято решение все штурмовые орудия перевооружить длинноствольными пушками. План поставки орудий, рассчитанный до сентября 1942 г. выполнить не удалось из-за задержек с поставками дульных тормозов, тем не менее часть штурмовых орудий моделей Ausf.F и Ausf.F/8 получили пушки с дульными тормозами шаровидной формы.

Согласно данным, представленным фирмой "Даймлер-Бенц" 4 февраля 1942 г., штурмовое орудие модели Ausf.F являлось вариантом машины Ausf.E с усиленным вооружением. Изменение обозначения отражало замену 75-мм пушки с длиной стволa 24 калибра - 43-калиберным орудием "7,5cm Sturmkanone 40 L/43". С марта по сентябрь 1942 г. было построено 366 штурмовых орудий модели Ausf.F (номера шасси 91035-91400).
Машина марки Ausf.F проектировалась, как модификация самоходки "Sturmgeschutz " Ausf.E. Изменения в конструкции касались лобовой части рубки, были введены новые контейнеры под более длинные снаряды к новой пушке. Чтобы обеспечить сектор горизонтального наведения в 20 гр пришлось увеличить вырез в лобовой части рубки, крыша рубки не изменилась, за исключением установки в ее кормовой части вентилятора под бронеколпаком. Вентилятор предназначался для удаления пороховых газов из боевого отделения после выстрела. 
Масса машины возросла с 22 т у Ausf.E до 23.2 т у Ausf.F.
Штурмовые орудия, вооруженные длинноствольными пушками (как со стволами длиной 43, так и со стволами длиной 48 калибров) получили обозначение Sd.Kfz.142/1. Стоимость одной машины составляла 82 500 рейхсмарок.


Первым подразделением, получившим новые машины, стал батальон штурмовой артиллерии дивизии "Великая Германия", который получил 22 штурмовых орудия с пушками "7,5сm "Sturmkanone" 40 L/43". Начиная с мая 1942 г., в кормовой части корпуса машин устанавливалась закрытая бронеколпаком дымопусковая система "Nebelkerzenabwurfvorrichtung".
75-mm StuK40 L/43
На совещании у Гитлера, проходившего 6 и 7 мая 1942 г., было решение увеличить, по возможности, толщину лобовой брони штурмовых орудий до 80-мм. В качестве промежуточной меры разрешалось усиливать бронезащиту путем наварки дополнительных накладных листов. Накладная броня увеличивала массу машины примерно на 450 кг. что могло негативно сказаться на ходовых качествах штурмовых орудий, особенно на величине максимальной скорости. Концепция боевого применения штурмовых орудий предусматривала их использование в составе взвода независимо от танков. Поскольку основной задачей машин являлась непосредственная поддержка пехоты, со снижением скорости можно было смириться.
4 июня Гитлер отдал указание всемерно ускорить работы по доведению лобовой брони штурмовых орудий до 80-мм. Ранее назначенный срок - середина июля 1942 г. - теперь считался слишком поздним. Гитлер также настаивал на увеличении производства штурмовых орудий в кратчайшие сроки до 100 машин в месяц.
23 июня 1942 г. Гитлер вновь декларировал, что увеличение лобовой брони штурмовых задачей является срочным делом. На совещании 28-29 июня 1942 г. было доложено, что усиленную броню получают все вновь построенные машины.
Согласно спецификации №8 от 20 июня 1940 г. штурмовые орудия, вооруженные длинноствольными 75-мм пушками, должны поставляться с установленной дополнительной 30-мм броней. Передача заказчику машин с накладной броней началась с 11 июня. Согласно рапорту от 6 августа 1942 г.. в июле 1942 г. было изготовлено 60 штурмовых орудий с лобовой броней толщиной 80-мм и ни одного - с лобовой броней толщиной 50-мм.
На последние 11 машин выпуска июня 1942 г. и все последующие штурмовые орудия наваривались 30-мм бронелисты на лобовую часть рубки и верхний и лобовой листы корпуса. В это же время, две передние фары заменили одной фарой "Нотек" (устанавливалась на верхнем лобовом листе корпуса по центру). С августа 1942 г. изменилась конфигурация наклонных лобовых листов рубки (над смотровым прибором механика-водителя и аналогичного листа справа от пушки), угол наклона листов был увеличен: штатный боекомплект увеличили до 54 снарядов за счет отказа от размещения снарядов в индивидуальных контейнерах.

Sturmgeschütz Ausf.F/8
(StuG III Ausf.F/8)

С сентября 1942 г. на сборочной линии штурмовые орудия марки Ausf.F сменили машины модели Ausf.F/8, их выпуск продолжался до декабря 1942 г. Всего было изготовлено 250 машин Ausf.F/8 (номера шасси 91401-91650).
Штурмовые орудия "Sturmgeschutz" Ausf.F/8 строились на базе шасси 8./Z.W. танков PzKpfw III AusfJ - Ausf.N. Рубка установки осталась практически неизменной по сравнению с рубкой машины Ausf.F. Размер отверстия в люке наводчика под оптическую головку прицела был уменьшен. А сверху предусмотрена возможность монтажа прополочного ограждения. Смотровые двустворчатые люки в верхнем лобовом листе корпуса заменены одностворчатыми, вместо буксировочных крюков, для зацепления тросов предусмотрены отверстия в удлиненных бортовых листах корпуса (аналогичные шасси 8./Z.W. танка PzKpfw III).
Начиная с машин модели Ausf.F/8 складные мачты радиоантенн заменили фиксированными. В крыше моторного отделения были сделаны прикрытые бронеколпаками отверстия, улучшившие охлаждение двигателя. аналогичные изменения вносились и в конструкцию крыши моторного отделения танков PzKpfw III. Предкрылки надгусеничных крыльев стали более короткими. С ноября 1942 г. смотровые люки тормозных механизмов вновь стали выполняться двустворчатыми.
Начиная с октября 1942 г., накладную броню лобовой части корпуса стали не наваривать, а крепить к корпусу и рубке болтовыми соединениями, что позволило сократить трудозатраты на изготовление одной машины.
В декабре 1942 г. несколько штурмовых орудий получили экспериментальные пулеметные щитки, установленные па крыше рубке. Заряжающий, когда он вел огонь из пулемета, теперь получил некоторую защиту от пуль и осколков. Штатной установка щитка на машины "Sturmgeschutz" Ausf.F/8 стала, начиная с января 1943 г. В мае 1943 г. штурмовые орудия стали комплектоваться стальными противокумулятивными экранами "Schurzen". Щитки и экраны ставились на ранее построенные машины модели Ausf.F/8, выпуск которых был прекращен в декабре 1942 г. Согласно приказу №21 от 21 октября 1942 г. штурмовые орудия следовало оборудовать системой обмена горячей водой. Аналогичная система использовалась на танках PzKpfw III для запуска двигателей в холодную погоду; вода из радиаторов танка с работающем мотором поступала в радиаторы "холодной" машины и прогревала мотор.
На совещании у Гитлера 2 октября 1942 г. принимается решение оборудовать большую часть штурмовых орудий гусеницами с траками зимнего типа. В соответствии с принятым решением, до 1 января 1943 г. такие траки должны были получить 75% всех предназначенных к переоборудованию машин. Все штурмовые орудия с зимними гусеницами предназначались для подразделений Групп армий "Север" и "Центр". Гитлер обратил внимание на неудачную конструкцию дульного тормоза, который при выстреле давал очень много дыма, ограничивающего видимость наводчику и дал указание немедленно принять меры к уменьшению дымообразования при выстреле.

Sturmgeschütz Ausf.G
(StuG III Ausf.G)

Выпуск последней модели штурмового орудия на шасси Z.W., Ausf.G. начался в декабре 1942 г. и продолжался вплоть до марта 1945 г. Машины, изготовленные фирмой "Алкетт " имели номера шасси 91651-94250., номера шасси машин второй серии, построенной на фирме "Алкетт", начинались с №105001 .Фирма "МIAG" начала выпуск штурмовых орудии с февраля 1943 г., номера шасси начинались с №9501.
Машины модели Ausf.G получили командирскую башенку, что привело к увеличению высоты установки до 2160-мм, были ликвидированы бортовые бронеконтейнеры спонсоны, бортовые листы рубки выполнялись наклонными. Задняя стенка боевого отделения - вертикальная. Бронеколпак вентилятора остался на прежнем месте - по центру задней части крыши боевого отделения. по его высота стала меньше: электромотор вентилятора крепился к крыше боевого изнутри и не выступал по высоте за пределы боевого отделения, над крышей возвышался лишь диск, прикрывающий сверху щель для выхода пороховых газов.
Несмотря на то, что на машинах Ausf.G несколько увеличили высоту боевого отделения в кормовой части, вентилятор все равно мешал работе заряжающего. В январе 1943 г. вентиляторы стали устанавливать не в крыше боевого отделения, а в середине кормовой стенки рубки. За счет применения наклонных бортовых листов рубки удалось увеличить внутреннее пространство боевого отделения с обоих сторон орудия в районе рабочего места наводчика. Была улучшена баллистическая защита прицела наводчика. Толщина наклонного бронелиста над местом механика-водителя, так же как и аналогичного бронелиста с правой стороны от орудия, доведена до 30-мм.
На машинах, выпущенных до октября 1943 года командирская башенка имела круговое вращение и монтировалась на шаровых опорах. Из-за нехватки шарикоподшипников, с сентября 1943 года стали ставить неподвижные башенки; с августа 1944 года и до конца войны самоходки вновь стали получать командирские башенки кругового вращения.



Вся информация взята из открытых источников и администрация не несет ответственность за ее достоверность.
 Точка зрения администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов статей.



Комментариев нет:

Отправить комментарий