вторник, 31 января 2017 г.

СУ-76 американского производства

В отличие от многочисленных танков, самоходные установки в СССР по программе ленд-лиза поступали в ограниченном количестве. Исключением являются лишь Gun MotorCarriage T48, или СУ-57, созданные на шасси полугусеничных бронетранспортёров M3. Изначально их разработали в США по заказу англичан, но те ими практически не пользовались. Совсем по-иному Т48 приняли в СССР: всего сюда было поставлено 650 машин этого типа, они очень активно применялись и показали себя как эффективное противотанковое средство. Что же касается САУ на танковом шасси, то единственным западным образцом, который был принят на вооружение Красной армии, оказался американский истребитель танков Gun Motor Carriage M10, ныне широко известный под британским названием Wolverine.

На одном шасси с М4А2

История того, как Главное бронетанковое управление Красной армии (ГБТУ КА) впервые познакомилось с GMC M10, немного комична. Первой информацией об этой машине стала не разведывательная сводка, а письмо, посвящённое вопросам эксплуатации средних танков M4A2. 15 марта 1943 года заместитель начальника инженерного управления Наркомата внешней торговли полковник Хряев направил в ГБТУ письмо. В нем указывалось, что американский эксплуатационный центр разослал циркуляр об особенностях пользования блокировочными кнопками главного фрикциона. В руководство по эксплуатации танка M4A2 вкралась ошибка, что приводило к авариям. Именно в этом письме впервые упоминался «танк-истребитель М-10».


GMC M10 на НИИБТ Полигоне, сентябрь 1943 года. Хорошо видны крепления для дополнительной брони, которая, впрочем, так и не вешалась

суббота, 28 января 2017 г.

Охотничьи тропы "Тигра" с эмблемой – белым мамонтом

Немецкий тяжелый танк Panzerkampfwagen VI «Tiger I» по праву считается одной из легендарных боевых машин периода Второй мировой войны. Детища Эрвина Адерса, созданные фирмой «Хеншель», «Тигры» участвовали в боях на многих театрах военных действий и в большинстве значимых операций. Подробное освещение их боевого пути заведомо выходит за рамки статьи. Данный очерк посвящен основным этапам применения «Тигров», оставившим след в военной истории.

Начало боевого применения «Тигров» пришлось на 29 августа 1942 г., когда взвод танков 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона прибыл на Ленинградский фронт, на станцию Мга, что на юго-востоке от Ленинграда. В 10 утра они прибыли в расположение батальона, час спустя успешно атаковали советские позиции, и… тотчас же завязли в заболоченном грунте. Помимо этого, у одного танка вышла из строя коробка передач, у другого заглох двигатель. Под покровом ночи три поврежденных машины удалось эвакуировать, и они вернулись в строй после ремонта уже в середине сентября.
Их следующий бой обернулся чередой недоразумений. 16 сентября орудия трех «Тигров» были повреждены огнем советской артиллерии, однако броня держала удар. На болотистой местности подвела ходовая часть: танки вязли в грунте, их удавалось эвакуировать 18-тонными тягачами лишь с большим трудом. Участь одного из застрявших «Тигров» стала предметом переписки командира 502-го батальона майора Меркера со Ставкой вплоть до ноября. За это время на Ленинградский фронт успели прибыть остальные «Тигры», доведя общее количество машин с эмблемой батальона – белым мамонтом – до девяти.
 
Немецкие солдаты в заснеженном поле у танка Pz.Kpfv. VI «Тигр» (бортовой № 100) из состава 502-го батальона тяжелых танков, район Ленинграда. На заднем плане танк Pz.Kpfw. III

четверг, 26 января 2017 г.

Landsverk Leo и другие шведские танчики в погоне за Т-34

Весной 1941 года шведская армия сформировала требования на тяжёлый танк, боевая масса которого, впрочем, оценивалась всего в 20 тонн. Ответственная за разработку фирма Landsverk взяла за основу экспортный танк LAGO, разработав на его базе машинуLAGO II. 19 декабря 1941 года Landsverk получила заказ на 100 таких танков. Серийные машины получили официальное обозначение Strv m/42.Производство этих машин началось только в 1943 году. Несмотря на ряд «детских болезней», машина получилась вполне удачной. Тем не менее уже к середине 1943 года шведские военные, получив информацию о бронетехнике сражавшихся во Второй мировой войне стран, стали задумываться о дальнейшем усовершенствовании этого танка. В результате на свет появились такие интересные проекты, как Pricken, Leo и Lansen.

В погоне за Т-34

Статус нейтрального государства позволял Швеции торговать с обеими воюющими сторонами. Вместе с тем возможности получения сведений о новейших образцах зарубежной техники у шведов были ограниченными. По большому счёту, единственным относительно серьёзным источником такой информации была Финляндия. Помимо того, что Швеция сильно помогла финнам в Зимней войне, две страны периодически заключали сделки по продаже вооружения и военной техники.
К примеру, единственной гусеничной боевой машиной шведского производства, которая реально участвовала в мировой войне, стала зенитная самоходная установка Landsverk Anti II. Шесть таких машин было заказано финнами 25 апреля 1941 года, а попали к заказчику они в январе 1942 года. Стоит отметить, что ЗСУ Landsverk Anti II для шведской армии не выпускалась, она была чисто экспортной машиной.


Таким сотрудники Landsverk летом 1943 года видели модернизированный Strv m/42

среда, 25 января 2017 г.

Штурмовая авиации Второй Мировой Войны. История развития, вооружение, тактика и анализ применения



     Понятие «штурмовая авиация» применительно к периоду 2-й Мировой войны охватывает большой ассортимент самолетов и тактик, объединенных одной задачей – нанесение урона сухопутным силам противника в ходе непосредственной поддержки собственных войск.
     Во время Второй Мировой войны штурмовые операции с воздуха первыми были освоены Германией, и СССР. Несколько позже Великобританией и США, в меньшей степени и другими воюющими странами. Разумеется, бомбардировщики любого типа так или иначе были призваны работать по наземным целям, но они несколько выходят за рамки данного повествования, целью которого является рассказ о самолетах, предназначенных для непосредственной поддержки собственных войск на переднем крае.
     В ходе разработок такого рода летательных аппаратов практически во всех странах были отмечены межведомственные дрязги между армейским командованием и ВВС.  В предвоенный период задача непосредственной поддержки собственных войск на поле боя со стороны авиационных командиров одних стран рассматривалась как второстепенная и малозначимая, командование других стран, напротив, рассматривало ее как приоритетную, но решало ее в соответствии с собственным видением, абсолютно не учитывая мнение армейского командования.  Поэтому в конце 30-х годов существовало огромное количество мнений и технических решений как лучше осуществить вышеописанную задачу.
      Перед войной проекты штурмовых самолетов свелись в три основные группы: специализированные низковысотные штурмовики, обычные легкие бомбардировщики и пикирующие бомбардировщики. Тактика использования самолетов первой группы предполагала использовать стрелковое оружие самолета для наземной атаки. Поэтому такие самолеты должны были иметь мощное стрелковое вооружение и броневую защиту. Самолеты двух других групп должны были поражать противника, в основном, бомбами, стрелковое вооружение для них было второстепенным. Для штурмовых операций также рассматривались устаревшие типы разного рода самолетов предыдущего поколения, как истребители, так и бомбардировщики или разведчики.  Модернизация устаревших моделей самолетов в штурмовики теоретикам 30-х годов представлялась достаточно простой. Установка дополнительного стрелкового вооружения, бомбовой подвески, иногда дополнительной бронезащиты – и штурмовик готов. К сожалению, эти военные теоретики находились под влиянием концепции использования авиации времен 1-й Мировой войны. Хотя, надо признать, что в локальных военных конфликтах второй половины 30-х годов использование допотопных бипланов, переделанных в штурмовики, вроде бы оправдывало данную теорию, но первые же бои 2-й Мировой войны практически сразу же поставили на этих проектах крест.

вторник, 24 января 2017 г.

Шведские условно тяжелые танки

Принятый на вооружение шведской армии в начале 30-х годов лёгкий танк Landsverk L-10, известный также как Strv m/31, оказался во многом тупиковой ветвью танковой эволюции. Для своей весовой категории эта машина была достаточно дорогой и сложной. По ряду причин его выпуск задержался, и к 1934 году, когда шведская армия наконец получила свой первый L-10, шведские военные разочаровались в детище Отто Меркера. В результате серия ограничилась всего тремя экземплярами.

Принято считать, что в дальнейшем шведское танкостроение переключилось на создание более лёгкого танка Landsverk L-60, который позже превратился в Strv m/38. Но на самом деле фирма Landsverk продолжила работы и по «преемнику» L-10. Эта машина постепенно превратилась в средний танк Strv m/42, который сами шведы считали даже тяжёлым. Какова же история создания этой машины?

Чертежи на экспорт

Неудача L-10 в шведской армии заставила фирму Landsverk искать счастья за рубежом. Предлагаемый ею ассортимент проектов к 1934 году свёлся к четырём типам танков. Самым лёгким из них был двухместный танк-разведчик (L-100, позже L-120, боевая масса 3–4,5 тонны), за ним следовал более тяжёлый трехместный L-60 с боевой массой 5,5–7 тонн. Ещё более крупным был колёсно-гусеничный L-80, весивший в разные годы от 6,5 до 10,5 тонны.
Наконец, самым увесистым танком фирмы оставался L-10, который, как и его более лёгкие собратья, постепенно совершенствовался. Он был наиболее защищённым, имел самый большой экипаж (4 человека), но одновременно оказался и самым дорогим. По этой причине L-10 мало интересовал зарубежных заказчиков и на некоторое время ушел в тень.
Ситуация стала меняться после первого экспортного успеха Landsverk. В августе 1935 года на испытания вышли два Landsverk L-60, построенных по ирландскому заказу. Несмотря на то что в ходе испытаний один из танков сгорел, шведской новинкой заинтересовались. Осенью 1935 года танк осмотрели швейцарцы, а в конце 1936 года поступил заказ из Австрии. Разумеется, конструкторский коллектив Landsverk не почивал на лаврах. Взяв за основу удачную новинку, инженеры стали дорабатывать по её подобию и другие машины.
Танки Landsverk 80 и Landsverk L-100/L120 получили торсионную подвеску. Были переработаны их корпуса и башни, переделке подверглись двигатели и трансмиссия. Каким образом в то время переделывался L-10, неизвестно, но точно можно сказать, что от концепции четырёхместного танка на Landsverk не отказалась. В октябре 1936 года венграм показали некую машину среднего класса. Называлась ли она тогда L-10 или как-то иначе — вопрос остается открытым. Но в том, что это было развитие первого серийного шведского танка, сомнений нет.



Первый вариант среднего танка LAGO, чертеж S-248 от 11 октября 1938 года. Несмотря на общую внешнюю схожесть с Landsverk L-60, это совершенно другая машина

Шведский барабанщик или убить ИС-3

Шведская танковая промышленность во второй половине 40-х годов оказалась в довольно глубоком кризисе. С одной стороны, середина этого десятилетия здесь стала временем расцвета шведской самоходной артиллерии. Именно тогда шведская армия, наконец, стала получать штурмовые САУ, истребители танков и зенитные самоходные установки. А вот собственно танковая программа — забуксовала. После принятия на вооружение Strv m/42 шведским военным и конструкторам перестало везти с танками.PrickenLS 46, Leo — все эти проекты остались на бумаге. Попытки же построить новый танк боевой массой 25–30 тонн каждый раз наталкивались на самые разные проблемы. Впрочем, в начале 50-х годов выход из тупика наметился, что привело к появлению очень интересных проектов тяжелых танков — EMIL и KRV.

«Убить ИС-3»

Летом 1943 года шведские военные смогли изучить советский танк Т-34 в Финляндии. Он «спровоцировал» запуск программы разработки танка на замену Strv m/42. Время шло, прогресс в мировом танкостроении не стоял на месте. Особенно это касалось советского танкопрома. Место Т-34 в 1944 году занял Т-34–85, примерно в это же время на фронте появились тяжёлые ИС-2. Про них, кстати, шведы почти ничего не знали, по крайней мере, до конца войны.
После войны Швеция активизировалась в плане получения образцов бронетанковой техники разных стран. Начиная с 1947 года в страну начинает поступать бронетанковая техника Великобритании, США, благодаря связям с Францией шведы смогли приобрести некоторое количество немецких танков и САУ, включая тяжелый танк Tiger II. Благодаря изучению закупленной техники шведам удалось в значительной степени заполнить информационный вакуум, существовавший в годы войны.
Но даже новые шведские разработки заметно отставали на фоне иностранных танков последних лет Второй мировой войны. Например, 75-мм пушка с длиной ствола 50 калибров, которую предполагали использовать на танках Pricken и Leo, примерно соответствовала немецкой пушке 7.5 cm KwK 40 L/48. Она годилась, в лучшем случае, для борьбы со средними танками. Между тем еще 7 сентября 1945 года на Параде Победы в Берлине торжественно прошли строем советские тяжелые танки ИС-3. Их появление вызвало настоящий шок.

понедельник, 23 января 2017 г.

107 мм и прочие относительно альтернативные "закидоны"

При прочтении этой статьи, кому-то может показаться, что это не более чем «рекламный проспект на 107-мм гаубицу». Но это не совсем так. Если читать внимательно, то вполне можно обнаружить, что в статье заложено сразу несколько вполне реалистичных артиллерийских альтернатив

Поскольку во многих своих АИ статейках, я неизменно предпочитаю калибр дивизионных гаубиц именно 107 мм общепринятому 122 мм, думаю, пора более подробно изложить, чем он так меня привлёк и почему у меня столь резкая аллергия на 122-мм отечественную гаубицу М-30, про которую кто-то из советских маршалов сказал: «лучше её просто ничего и быть не может!»
А ведь может… ИМХО!
Начать придётся издалека – c царских ещё времён, когда в самом начале 20-го века, заказав Путиловскому заводу изготовить для опытов 42-линейную (107 мм) и 48-линейную (122 мм) гаубицы, командование русской армии по результатам испытаний выбрало последнюю, исходя из простецкого посыла получить орудие с максимальной боевой эффективностью, годное под буксировку упряжкой в 6 лошадей.
(Наша «старая-добрая» 122-мм гаубица – основное тяжёлое орудие стрелковых дивизий РККА 30-х)

вторник, 17 января 2017 г.

Визитная карточка шведской танковой промышленности — Strv 103

Визитная карточка шведской танковой промышленности — Strv 103, он же S-Tank. Вот лишь небольшая часть особенностей этой машины: отсутствие башни, жёстко закреплённое в корпусе орудие с автоматом заряжания, регулируемая подвеска, три места управления (по одному на каждого танкиста в экипаже). В общем, шведские конструкторы смогли удивить мир. Strv 103 не появился сам по себе, по наитию. Значительная часть компонентов, из которых потом «сложили» этот танк, ранее были составными частями прошлых экспериментальных боевых машин. Как же шведы собирали этот «индустриальный конструктор»?

Варяги призывают «Центурионов»

В 50-годы Швеция входила в состояние «танкового голода». Старые разработки на фоне техники потенциального противника были слабоваты, новых удачных машин пока разработать не получалось. Военные, пытаясь если не решить проблему танков в шведской армии, то хотя бы задвинуть её на второй план, вынуждены были обратить внимание на зарубежную технику. После нескольких лет переговоров их выбор пал на британский средний танк Centurion Mk.3.
При этом «Центурион» слабо вписывался в тактико-технические требования, сформулированные Департаментом вооружений Королевской армии (KATF, Kungliga Arméförvaltningens Tygavdelning) к перспективному танку. Военные хотели машину боевой массой 25–30 тонн, вооружённую пушкой калибра 75–105 мм и имеющую удельную мощность около 20 л.с. на тонну. В требованиях отмечалось также, что танк должен быть невысоким.


 
Свен Берге, создатель Strv 103 и одна из ключевых фигур в шведском танкостроении

воскресенье, 15 января 2017 г.

Боевые машины вермахта. Штурмовые орудия на базе Pz Kpfw III

Боевые машины вермахта. Штурмовые орудия на базе Pz Kpfw III

Наряду с танками командование вермахта желало иметь мобильную артиллерию для действий непосредственно в боевых порядках пехоты. Речь шла о гусеничных, полностью бронированных машинах упрощенной конструкции без башни. Это позволяло экономить средства, поскольку в таком случае существенно удешевлялось производство.

Подвижные установки, названные штурмовыми орудиями (гаубицами), из-за небольшой дальности стрельбы предназначались в основном для огня прямой наводкой. Их хотели использовать прежде всего для огневого сопровождения пехоты в наступлении или проведения контратак в обороне. Перемещаясь на поле боя в первой линии, они должны были подавлять пулеметы и другие огневые точки противника, мешающие продвижению вперед.

Высказывались также соображения, что эти орудия на фронте станут чуть ли не главным фактором моральной поддержки личного состава боевых подразделений пехоты. Тем не менее из-за сильной уязвимости в ближнем бою (первые образцы не имели даже пулемета) они всегда сами нуждались в тесном взаимодействии с пехотой или танками, т. е. требовали надежного непосредственного прикрытия. По этой причине самостоятельно применялись нечасто.

Американская "Черепаха" Т-28 (Т-95)


Американская "Черепаха" Т-28 (Т-95)


В сентябре 1943 г в США была запущена программа разработки ряда тяжелых боевых машин. Исследования, проведенные департаментом вооружения, показали, что подобные машины могут понадобиться в Европе для преодоления заблаговременно укрепленных оборонительных линий типа немецкого "Западного вала". Планировалось использовать новую 105-мм пушку Т5Е1. На танке планировалось использовать 200 мм броню и электротрансмиссию, разработанную для тяжелого танка Т1Е1 и среднего Т23. Пушка Т5Е1 обладала высокой начальной скорость снаряда и могла эффективно поражать бетонные укрепления. Шеф департамента вооружения посчитал, что в течение восьми - двенадцати месяцев можно выпустить 25 таких танков (обычно столько времени требовалось для изготовления одного опытного образца), что позволило бы им поспеть к вторжению в Европу. Сухопутные Силы с этим не согласились и рекомендовали изготовить только три опытных танка, а электротрансмиссию заменить на механическую. После согласований в марте 1944 г. Тыл сухопутных войск заказал пять танков, получивших обозначение Т28. При этом бронирование было усилено до 305 мм, а боевой вес был поднят до 95 т.

пятница, 6 января 2017 г.

Охотники за нацистами

Охотники за нацистами выслеживали самых ненавистных преступников на планете. Их мотивы носили благородный характер, но порой их методы вызывали возмущение даже среди их сторонников. Благодаря неустанным усилиям многих охотников за нацистами - от Симона Визенталя и комиссии ООН по расследованию военных преступлений, до британского премьера Уинстона Черчилля и израильской разведки Моссад – были выслежены и преданы в руки правосудия десятки высокопоставленных преступников Третьего рейха. В программе представлены полные драматизма истории розыска Мартина Бормана, Генриха Гиммлера, Адольфа Эйхманна, Альберта Шпеера, Йозефа Менгеле и многих других.


Вторая мировая война