Трудный путь к Т-10
В пятидесятых годах на вооружение советских бронетанковых войск был принят тяжелый танк Т-10. В дальнейшем обстоятельства сложились так, что машины Т-10 и их модификации стали последними отечественными тяжелыми танками. Проект Т-10 вобрал в себя все лучшие наработки советских танкостроителей в области тяжелых танков, однако его разработка затянулась на несколько лет. Перед появлением первых опытных образцов танка ИС-8, позже ставшего Т-10, был создан проект «Объект 730», в ходе которого советские танкостроители создали и опробовали ряд важных элементов перспективного тяжелого танка.
Проект с заводским обозначением «Объект 730» также носил название ИС-5. Стоит отметить, обозначение с цифрой 5 уже встречалось в отечественной номенклатуре тяжелых танков. Однако проект «Объект 248», тоже носивший название ИС-5, так и не дошел до серийного производства. Работы над новым ИС-5 стартовали в последних месяцах 1948 года. Целью этого проекта была глубокая модернизация тяжелого танка ИС-4 с повышением ряда характеристик. Предлагалось заменить ряд узлов и агрегатов, а также облегчить машину до 50 тонн. Сокращение боевой массы в сочетании с использованием новых агрегатов сулило ощутимое повышение боевых качеств.
Проект с заводским обозначением «Объект 730» также носил название ИС-5. Стоит отметить, обозначение с цифрой 5 уже встречалось в отечественной номенклатуре тяжелых танков. Однако проект «Объект 248», тоже носивший название ИС-5, так и не дошел до серийного производства. Работы над новым ИС-5 стартовали в последних месяцах 1948 года. Целью этого проекта была глубокая модернизация тяжелого танка ИС-4 с повышением ряда характеристик. Предлагалось заменить ряд узлов и агрегатов, а также облегчить машину до 50 тонн. Сокращение боевой массы в сочетании с использованием новых агрегатов сулило ощутимое повышение боевых качеств.
Весной 1949 года группа конструкторов Челябинского тракторного завода во главе с Ж.Я. Котиным разработала предварительный вариант проекта «Объект 730». Перспективный танк значительно отличался от базового ИС-4. Он получил обновленную конструкцию башни и корпуса, в которых использовались наработки по проектам ИС-3 и ИС-7; два варианта новой трансмиссии; обновленную подвеску; механизм заряжания и т.д. Большим изменениям подверглась компоновка внутренних объемов корпуса и боевого отделения.
Перспективный танк получил новую башню оригинальной конструкции. Литой агрегат с переменной толщиной стенок имел форму, близкую к сферической. При помощи этого удалось ликвидировать т.н. заман между нижней частью башни и подбашенным листом корпуса, а также немного увеличить внутренний объем боевого отделения. Крепления башни на корпусе усилили, а также применили ряд других новых решений. В частности, изменилась система установки орудия. Новая конструкция была прочнее, но при этом облегчала установку пушки в башню.
В качестве главного оружия танк «Объект 730» должен был использовать 122-мм нарезную пушку Д-25Т, установленную на новых кронштейнах и оснащенной обновленным подъемным механизмом. Кроме того, пушку оборудовали электромеханической системой досылания боеприпаса. Механизм оказался сравнительно небольшим и легким, что позволило разместить его на ограждении пушки.
В начале апреля 1949 года техническая документация по проекту ИС-5/«Объект 730» и деревянный макет танка отправились в Москву. Военные и руководство промышленности рассмотрели проект и составили список необходимых доработок. Усовершенствованный проект был утвержден в середине мая. После этого началась подготовка чертежей для заводов. Примечательно, что в первую очередь готовилась документация по самым трудным частям боевой машины, требующим сравнительно долгой подготовки к производству. Так, чертежи корпуса и башни были переданы заводу №200 и Ижорскому заводу 18 мая 49-го, а подготовка остальных документов закончилась лишь в двадцатых числах июня.
Работы по строительству опытных танков ИС-5 затянулись, из-за чего было решено использовать для испытаний доработанные машины модели ИС-4. Чтобы успеть провести испытания в установленные сроки (до начала августа), были взяты два танка ИС-4, массу которых довели до требуемых 50 тонн. Для этого с них сняли башни и установили дополнительные грузы. Мощность двигателей В-12 в ходе испытаний была ограничена 700 лошадиными силами. На одном из доработанных ИС-4 позже испытывался двигатель В-12-5. Ряд агрегатов будущего «Объект 730» испытывался на двух танках ИС-7 образца 1947 года, доработанных так же, как и ИС-4.
Летом 1949 года несколько предприятий разрабатывали и испытывали различные агрегаты для перспективного танка. В качестве примера таких работ можно привести усилия ВНИИ-100 по созданию эжекционной системы охлаждения двигателя. В общей сложности было проведено около 4000 опытов, в которых использовались 50 вариантов размещения различных деталей эжектора. По результатам этих исследований был выбран прямоточный эжектор и индивидуальными выпускными патрубками и соплами. Не менее интенсивные исследования велись и другими организациями.
30 июля Челябинский тракторный завод получил первый готовый корпус танка «Объект 730». Корпус для второго опытного танка поступил 9 августа. Сборка танков-прототипов затянулась. Некоторые агрегаты не были готовы, а другие все еще находились в стадии испытаний. Тем не менее, уже в середине сентября закончилась сборка первой опытной машины. Силовая установка первых танков «Объект 730» имела вентиляторную систему охлаждения (эжекционная еще не была готова) и шестиступенчатую планетарную коробку передач, отличавшие их от других машин, построенных в рамках этого проекта.
В сентябре прошли заводские испытания танков, закончившиеся неудачей. Недоработанная трансмиссия не позволила машинам пройти требуемые заказчиком 2000 километров. Результатом этого стало решение установить на танк «Объект 730» восьмиступенчатую планетарную коробку передач, которая по своим характеристикам превосходила используемый агрегат. Вскоре отдел трансмиссии ВНИИ-100 выполнил техническую документацию по новой коробке передач, а Ленинградский Кировский завод собрал три опытных образца. Сравнительные испытания обеих коробок передач под нагрузкой показал преимущества восьмиступенчатой.
Испытания, проведенные в конце 1949 года, позволили внести коррективы в проект «Объект 730». В январе 1950 года началось создание обновленной документации по проекту. Теперь новый танк предполагалось оснащать эжекционной системой охлаждения, восьмискоростной планетарной коробкой передач, новой системой установки пушки и рядом других агрегатов.
В марте 1950 года парк опытных машин ИС-5 пополнился еще тремя танками. Эта техника оснащалась коробками передач новой конструкции и новыми бортовыми редукторами. В середине апреля один из трех танков отправили на ленинградский полигон Ржевка, где прошли испытания механизмов боевого отделения и вооружения. После этого все три танка отправились на государственные испытания. Для испытаний, в рамках которых бронетехника должна была пройти 2000 километров, был выбран полигон в районе города Ломоносов. Трасса полигона оказалась достаточно сложной для прохождения: на ней были заболоченные и пересеченные участки с большим количеством рвов, холмов воронок и крутых поворотов. Два опытных танка во время испытаний каждый день проходили по 200 километров, а среднесуточный пробег третьей машины превысил 280 км. Благодаря этому программу испытаний удалось выполнить всего за полторы недели. За ходом испытаний внимательно следили представители заводов и организаций, задействованных в проекте.
Согласно заключению комиссии, все три опытных танка «Объект 730» полностью отвечали требованиям. Надежность новой машины превышала аналогичные показатели имеющихся средних танков. Кроме того, в проекте был определенный потенциал для последующей модернизации. С мая по июнь 1950-го три танка прошли переборку и ремонт, после чего участвовали в 200-часовых испытаниях двигателей в условиях высоких температур и большой запыленности воздуха. Во время ремонта в конструкцию танков были внесены некоторые изменения, направленные на повышение надежности различных агрегатов. Так, были доработаны уплотнение ведущего колеса, вентиляция боевого отделения, тормозные ленты и т.д.
Летом 1950 года челябинские конструкторы совместно с коллегами из смежных организаций в очередной раз доработали проект, после чего были построены десять танков ИС-5, предназначенные для войсковых испытаний. Осенью танки установочной партии, разделенные на группы, были испытаны на нескольких полигонах в разных условиях. К этому моменту танки «Объект 730» все еще не избавились от некоторых недостатков трансмиссии и ходовой части, однако и в таком виде смогли подтвердить соответствие техническим требованиям.
Тем не менее, танк ИС-5 не был принят на вооружение. В конце 1950 года военные и министерство транспортного машиностроения составили новый перечень замечаний и рекомендаций по доработке проекта. Основные работы по очередному совершенствованию проекта «Объект 730» начались уже в 1951 году. Закономерным результатом совершенствования проекта ИС-5 стало его «превращение» в ИС-8 с сохранением заводского индекса. Работы по проекту ИС-8 затянулись на несколько лет. Только в конце 1953 года этот танк был принят на вооружение под обозначением Т-10. Танк ИС-5 не дошел до стадии серийного производства. Тем не менее, этот проект позволил создать и проверить ряд важных агрегатов и технических решений, немного позже примененных в проекте ИС-8/Т-10.
По материалам сайтов:
http://dogswar.ru/
http://vadimvswar.narod.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://sa100.ru/
Перспективный танк получил новую башню оригинальной конструкции. Литой агрегат с переменной толщиной стенок имел форму, близкую к сферической. При помощи этого удалось ликвидировать т.н. заман между нижней частью башни и подбашенным листом корпуса, а также немного увеличить внутренний объем боевого отделения. Крепления башни на корпусе усилили, а также применили ряд других новых решений. В частности, изменилась система установки орудия. Новая конструкция была прочнее, но при этом облегчала установку пушки в башню.
В качестве главного оружия танк «Объект 730» должен был использовать 122-мм нарезную пушку Д-25Т, установленную на новых кронштейнах и оснащенной обновленным подъемным механизмом. Кроме того, пушку оборудовали электромеханической системой досылания боеприпаса. Механизм оказался сравнительно небольшим и легким, что позволило разместить его на ограждении пушки.
В начале апреля 1949 года техническая документация по проекту ИС-5/«Объект 730» и деревянный макет танка отправились в Москву. Военные и руководство промышленности рассмотрели проект и составили список необходимых доработок. Усовершенствованный проект был утвержден в середине мая. После этого началась подготовка чертежей для заводов. Примечательно, что в первую очередь готовилась документация по самым трудным частям боевой машины, требующим сравнительно долгой подготовки к производству. Так, чертежи корпуса и башни были переданы заводу №200 и Ижорскому заводу 18 мая 49-го, а подготовка остальных документов закончилась лишь в двадцатых числах июня.
Работы по строительству опытных танков ИС-5 затянулись, из-за чего было решено использовать для испытаний доработанные машины модели ИС-4. Чтобы успеть провести испытания в установленные сроки (до начала августа), были взяты два танка ИС-4, массу которых довели до требуемых 50 тонн. Для этого с них сняли башни и установили дополнительные грузы. Мощность двигателей В-12 в ходе испытаний была ограничена 700 лошадиными силами. На одном из доработанных ИС-4 позже испытывался двигатель В-12-5. Ряд агрегатов будущего «Объект 730» испытывался на двух танках ИС-7 образца 1947 года, доработанных так же, как и ИС-4.
Летом 1949 года несколько предприятий разрабатывали и испытывали различные агрегаты для перспективного танка. В качестве примера таких работ можно привести усилия ВНИИ-100 по созданию эжекционной системы охлаждения двигателя. В общей сложности было проведено около 4000 опытов, в которых использовались 50 вариантов размещения различных деталей эжектора. По результатам этих исследований был выбран прямоточный эжектор и индивидуальными выпускными патрубками и соплами. Не менее интенсивные исследования велись и другими организациями.
30 июля Челябинский тракторный завод получил первый готовый корпус танка «Объект 730». Корпус для второго опытного танка поступил 9 августа. Сборка танков-прототипов затянулась. Некоторые агрегаты не были готовы, а другие все еще находились в стадии испытаний. Тем не менее, уже в середине сентября закончилась сборка первой опытной машины. Силовая установка первых танков «Объект 730» имела вентиляторную систему охлаждения (эжекционная еще не была готова) и шестиступенчатую планетарную коробку передач, отличавшие их от других машин, построенных в рамках этого проекта.
В сентябре прошли заводские испытания танков, закончившиеся неудачей. Недоработанная трансмиссия не позволила машинам пройти требуемые заказчиком 2000 километров. Результатом этого стало решение установить на танк «Объект 730» восьмиступенчатую планетарную коробку передач, которая по своим характеристикам превосходила используемый агрегат. Вскоре отдел трансмиссии ВНИИ-100 выполнил техническую документацию по новой коробке передач, а Ленинградский Кировский завод собрал три опытных образца. Сравнительные испытания обеих коробок передач под нагрузкой показал преимущества восьмиступенчатой.
Испытания, проведенные в конце 1949 года, позволили внести коррективы в проект «Объект 730». В январе 1950 года началось создание обновленной документации по проекту. Теперь новый танк предполагалось оснащать эжекционной системой охлаждения, восьмискоростной планетарной коробкой передач, новой системой установки пушки и рядом других агрегатов.
В марте 1950 года парк опытных машин ИС-5 пополнился еще тремя танками. Эта техника оснащалась коробками передач новой конструкции и новыми бортовыми редукторами. В середине апреля один из трех танков отправили на ленинградский полигон Ржевка, где прошли испытания механизмов боевого отделения и вооружения. После этого все три танка отправились на государственные испытания. Для испытаний, в рамках которых бронетехника должна была пройти 2000 километров, был выбран полигон в районе города Ломоносов. Трасса полигона оказалась достаточно сложной для прохождения: на ней были заболоченные и пересеченные участки с большим количеством рвов, холмов воронок и крутых поворотов. Два опытных танка во время испытаний каждый день проходили по 200 километров, а среднесуточный пробег третьей машины превысил 280 км. Благодаря этому программу испытаний удалось выполнить всего за полторы недели. За ходом испытаний внимательно следили представители заводов и организаций, задействованных в проекте.
Согласно заключению комиссии, все три опытных танка «Объект 730» полностью отвечали требованиям. Надежность новой машины превышала аналогичные показатели имеющихся средних танков. Кроме того, в проекте был определенный потенциал для последующей модернизации. С мая по июнь 1950-го три танка прошли переборку и ремонт, после чего участвовали в 200-часовых испытаниях двигателей в условиях высоких температур и большой запыленности воздуха. Во время ремонта в конструкцию танков были внесены некоторые изменения, направленные на повышение надежности различных агрегатов. Так, были доработаны уплотнение ведущего колеса, вентиляция боевого отделения, тормозные ленты и т.д.
Летом 1950 года челябинские конструкторы совместно с коллегами из смежных организаций в очередной раз доработали проект, после чего были построены десять танков ИС-5, предназначенные для войсковых испытаний. Осенью танки установочной партии, разделенные на группы, были испытаны на нескольких полигонах в разных условиях. К этому моменту танки «Объект 730» все еще не избавились от некоторых недостатков трансмиссии и ходовой части, однако и в таком виде смогли подтвердить соответствие техническим требованиям.
Тем не менее, танк ИС-5 не был принят на вооружение. В конце 1950 года военные и министерство транспортного машиностроения составили новый перечень замечаний и рекомендаций по доработке проекта. Основные работы по очередному совершенствованию проекта «Объект 730» начались уже в 1951 году. Закономерным результатом совершенствования проекта ИС-5 стало его «превращение» в ИС-8 с сохранением заводского индекса. Работы по проекту ИС-8 затянулись на несколько лет. Только в конце 1953 года этот танк был принят на вооружение под обозначением Т-10. Танк ИС-5 не дошел до стадии серийного производства. Тем не менее, этот проект позволил создать и проверить ряд важных агрегатов и технических решений, немного позже примененных в проекте ИС-8/Т-10.
По материалам сайтов:
http://dogswar.ru/
http://vadimvswar.narod.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://sa100.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий